Кварцевая плитка Изник, восточный шедевр.

Кварцевая плитка Изник (Iznik) 

Хотелось бы поведать вам историю тысячелетней давности о турецком искусстве изготовления плитки . Да да, именно тысячелетие. А может быть даже больше. Считается, что первыми плитку стали использовать в древнем турецком государстве Karahanlılar (Караханлар) для украшения зданий. Эта традиция продолжалась во времена сельджуков, построивших очень много мечетей, замков, дворцов, украшенных плиткой. После исчезновения анатолийских сельджуков эта традиция продолжает жить благодаря правителям Анатолии и, наконец, наступает великое время Османской империи. Наиболее важным произведением искусства этого периода является мечеть Караманолу, Музей плитки в Стамбуле и мечеть в городе Конья. (эти плитки принадлежат к так называемому "первому османскому периоду"),  на минарете Зеленой мечети в городе Изник (1390), мечети Муради в Эдирне (1433), Стамбульской гробнице Махмутпуса (1463), «Плиточном павильоне» (1472), и мечети Саа Мелек Паша в Индирне. Они выполнены в технике мозаики и покрыты глазурью. Преобладали темно-синий, синий, бирюзовый, черный, желтый цвета, использованы геометрический и растительный орнаменты.

Следующим считается период правления Фатиха. Многие ошибочно не дооценивают результатов развития искусства изготовления и использования плитки этого периода. Плитка используется в Стамбуле в мечети Явуз Султан Селим (1522), медреси Хасеки (1539), мечети Кара Ахмет Паша(1551). Тогда впервые была использована техника живописи, изображающая облака, конструкции растительного происхождения в зеленом, желтом, синем, бирюзовом, синем и красном цветах. Желтый цвет использовался в качестве базы для того, чтобы позже изобразить золотые орнаменты . Одновременно развивались качество и дизайн. Изготовители сменили технику мозаики и сухого метода на живопись и глазурь.

Персидский художник Шахкулу Вели может по праву считаться основателем фрески . Он начал использовать в плитках животные мотивы: птица феникс, голуби и попугаи, олени, кролики. Также изображались ветви кипарисов, тюльпанов, розы, гиацинты, лилии, левкой в оформлении и такие цвета, как красный, зеленый, синий, темно-синий, бирюзовый и коричневый. Этот период, как мы называем "Классический период", начинается со строительства мечети Ибрахим Паша (1551) в Силиврикапы. Очень важно, что в то же время великий архитектор Синан использовал плитку в своей работе. Все великие произведения архитектурного искусства этого периода выполнены с применением плитки: дворец Топкапы, Летний дворец Мурата третьего, мечеть Эски (1583).

После этого периода из-за падения стоимости турецкой валюты и пожара в одном из мест по производству плиток произошли некоторые потери качества плиток и их конструкций. Также исчезли некоторые цвета, например, красный, но производство по-прежнему продолжалось. Мечеть Султана Ахмета (1616), Дворец Топкапы, мечеть "Ени" (1663) в Эминеню принадлежат этому периоду.

В то время как облицовка стен продолжалась, особенно в городе Изник, ​​быстро росло и распространялось использование керамического производства (Evani стиль). К сожалению, музеи Турции очень бедны с точки зрения использования этого периода в керамике. Потому что тогда керамика в основном экспортировалась в страны дальнего зарубежья. Поэтому во многих западных странах, включая американские музеи, есть очень богатые коллекции керамики турецкого стиля Evani. Кроме этого, есть экземпляры настенной плитки, которые были контрабандным путем вывезены в другие страны из турецких мечетей и дворцов.

Изник как ​​производственный центр прекратила свою деятельность в конце 17 века. Город Кютахья стал новым центром до сих пор являющимся лидером в области производства и использования плитки. Во время так называемго "тюльпанового периода" предпринимались усилия для возобновления этого вида искусства в Стамбуле. Художники из Изника и Кютахьи стали производить новый вид облицовочной плитки. Плитки этого периода были использованы в оформлении мечетей, но это предприятие не могло продолжать работать долго.

Во время периода правления Абдулахмита II на заводе при дворце Йылдыз началось производство фарфора и настенной плитки для ремонта помещений на оборудовании, специально привезенном из Германии. Однако после объявления в 1908 году из-за войны завод остановил производство и возобновил работу только в 1950 году как компания Sümerbank (Сумербанк).

Сегодня плитка Изник полностью изготавливается вручную ремесленниками компании ANİKYA İZNİK TILE при использовании оригинальных методов древнего искусства. 

Турецкая керамическая плитка разительно отличается от других благодаря необычным орнаментам, очень яркой расцветке и замысловатым линиям. 

Интерьеры с кварцевой плитки никогда не выйдет из моды и будут радовать владельцев яркими красками и изысканными орнаментами. Особенно выигрышно такая плитка смотрится в качестве панно в турецкой бане и для облицовки наружной части домов.
Кварцевая плитка Изник (IZNIK) в интерьерах турецких бань.
Архитектор: Мустафа Куручай, 2009г.



Где купить кварцевую плитку Изник:

Википедия: Про кварц

Каталог минералов: про кварц

Историческая справка:
Керамисты на Ближнем Востоке предпочитали окрашивать изделия так, чтобы краска находилась под глазурью (подобно китайской «бело-голубой» традиции). Эта техника достигла совершенства в производстве турецкой плитки в период правления (1520—66) Сулеймана I Кануни. Плитки украшены роскошным цветочным орнаментом под блестящей прозрачной свинцовой глазурью. Чтобы увеличить контраст между красками и основой, светло-коричневые глиняные плитки сначала покрывали слоем белой кварцевой пасты. Изготовление глазурей требовало особой тщательности.
Древние мастера получали голубые, зеленые и бирюзовые фритты, используя кобальт и медь. Некоторые фритты имели более высокий показатель преломления, чем прозрачная глазурь и поэтому давали более насыщенные тона. Красный, серо-зеленый и черный тона достигались с помощью устойчивых пигментов, таких как окись железа, хром и хромит. Кафель Изник был вершиной искусства глазурования, восходящего к фаянсовой традиции Ближнего Востока.

Комментарии

Популярные сообщения