Бани в Европе 2

Баня в Европе

Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства знаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Oгромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство.

 Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.
Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере - девять, в самом Ульме - десять, в Базеле - одиннадцать, в Нюрнберге - тринадцать, во Франкфурте-на-Майне - пятнадцать, в Вене - двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых «услуг» расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.

В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.

При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России. 

В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге « Геркулесовы столбы ». Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе «с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью». Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.

В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс «Гидропатический институт святой Анны». Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. 

Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. 

В это же время набирает силу мода на русскую паровую баню. Впечатления многих путешественников, побывавших в России, создали парилке имидж развлечения для сильных мужчин. В крупных городах Европы - Париже, Берлине - строятся русские бани как экзотические развлекательные заведения. Позднее русская парная наряду с другими разновидностями бальнеологических процедур войдет в качестве обязательного элемента в водно-оздоровительные комплексы. Однако события начала века, отгородившие Россию от Запада, оттеснили в сознании европейцев русскую баню на второй план. С севера Европы на ее место уверенно вступила финская сауна. Не отличаясь по сути ничем от русской бани, сауна за каких-нибудь 15 лет из простого и нехитрого изобретения маленького народа стала повсеместным повальным увлечением. Во второй половине XX века в Европе сауна становится неотъемлемым элементом рекреационных, спортивных, туристических центров, гостиничных комплексов. Кроме того, развивается отрасль производства оборудования саун и отдельных частей для их строительства и монтажа: печей, разборных кабинок и пр.

Темескаль
Паровая баня была известна коренному населению Америки много веков назад. По многочисленным данным, американские индейцы являются выходцами из Азии. Предполагается, что идея паровой бани пришла оттуда же с последними переселенцами. Эскимосы Аляски, племена, живущие на берегах Тихого океана, и индейцы на юго-западе Америки в начале нашей эры находились на различных ступенях развития. Часть племен пребывала на стадии первобытно-общинного строя и вела кочевой образ жизни, а древняя цивилизация майя в то же самое время достигла невиданных успехов в науках и искусствах. Однако паровая баня была распространена в тех или иных формах по всей Северной Америке.


Кочевые племена строили парильни наподобие шалаша. Эти сооружения обогревались костром, горящим посередине. Обычно они были достаточно велики, чтобы вместить большое количество людей. Как правило, парились только мужчины, а женщины внутрь помещения не допускались. Огонь горел постоянно. Индейцы сидели вокруг, говорили, танцевали. В конце концов парильня нагревалась и начиналось собственно потение, Хотя едкий дым от костра щипал глаза и ноздри, индейцы так никогда и не перешли к другому методу разогрева - с помощью горячих камней. Когда дым становился невыносим, они просто ложились на пол и глубоко дышали. Некоторые использовали подобие респиратора, то есть чем-либо обвязывали рот и нос.

В то время, когда в Европе набирала силу могущественная Римская империя, в Америке расцвела и достигла невиданных высот культура майя. Эта цивилизация охватывала большую часть Гватемалы и распространялась до Центральной Мексики. Майя умели почти все то же, что и римляне. Они изобрели письменность и счет, у них были достаточно развиты наука и искусство, они занимались астрономией, возвели прекрасные в архитектурном отношении дворцы и постройки. Так же как и римляне, майя строили свои бани всюду, где распространялось влияние этого племени.

Баня в большинстве источников называется «темескаль». Это слово ацтекского происхождения. «Большой словарь языка майя», составленный вскоре после конкисты, предлагает другое слово - «сумпул-че». Трактовка этого понятия, согласно словарю, такова: «Баня для женщин-рожениц и больных, которая используется для того, чтобы излечить их от недуга». Испанцы даже не могли себе представить другого смысла использования бани, ведь это было время расцвета инквизиции, которая отнюдь не одобряла телесные радости. В это время в Испании, как и во всей Европе, царила эпоха вселенской грязи и зловония. Испанская королева гордилась тем, что осквернила себя омовением лишь дважды в жизни - во время рождения и перед свадьбой.

 Испанские миссионеры впоследствии старались всячески дискредитировать темескаль среди ацтеков и майя. Один из первых историков Мексики, монах брат Дюран, написал в 1567году: «Темескаль - небольшое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти человек. В нем невозможно стоять во весь рост. Дверь же мала настолько, что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В дальнем углу находится печь. Она разогревается так, что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики потеют просто от горячего воздуха. После потения в темескале индейцы моются холодной водой, так что весь жар от печи выходит из них. Для наблюдателя они кажутся ужасными людьми: стоят голые и обливают себя холодной водой из кувшина от десяти до двадцати раз без малейшего вреда. Хотя это выглядит как ужасная дикость, я не согласен с таким мнением. Когда тело привыкает к этой процедуре, она перестает быть невыносимой. Хотя, разумеется, если бы испанец попытался сделать что-либо подобное, он непременно бы потерял рассудок или его бы разбил паралич».

В другой книге по истории Мексики в 1787 году итальянец Франческо Калигеро писал, что мексиканские бани - сильнейшее лекарство, которое может быть полезно в Европе для лечения ревматизма. Он же дал описание строения, согласно которому темескаль обычно сооружали из грубо обработанных камней. Он походил на печь для выпечки хлеба, только фундамент находился ниже поверхности земли. Общий диаметр — около 2,5 м, а наибольшая высота - рост человека. Вход - не больше устья печи, то есть человек мог в него только проползти. Напротив входа находилась печь из камней или грубых кирпичей. Ее устье открывалось наружу. У задней стены парилки располагался прямоугольный очаг (его средние внутренние размеры - 1,15x0,9 м, проход внутрь очага из парилки имел 0,7 м ширины, 0,8 м высоты и оформлялся каменной перемычкой и косяками из монолитных каменных блоков). Вдоль задней стенки очага проходила стена, сделанная полностью из больших обломков камней, соединенных известняковым раствором. Внешняя поверхность этой стены была образована краями хаотично расположенных обломков. Это хитроумное сооружение защищало заднюю стенку очага от чрезмерного нагревания, так как обломки намного лучше противостоят жаре, чем монолитные каменные блоки.
Во всех обнаруженных при раскопках древних зданиях крыша очага не сохранилась. Хотя парилка должна была заполняться дымом, вентилирующих отверстий не было найдено, а единственный вход внутрь - проход, который представлял собой коридор, утопленный в полу, тянущийся сквозь всю баню от очага через парилку и внешнюю комнату наружу. Этот коридор всегда имел ту же ширину, что и вход, и в большинстве случаев неизменную глубину. Она варьируется от здания к зданию в пределах 0,2-0,55 м. Несмотря на наличие утопленного прохода, чтобы войти внутрь, надо согнуться. Внешняя комната представляла собой большую несводчатую галерею. Крыша изготовлялась из недолговечных материалов (дерево, солома, тростник) и могла покрывать сверху каменную кровлю центральной комнаты.

Все эти паровые бани относятся к периоду древнего царства майя (первые века нашей эры). Пар в них, видимо, мог образовываться путем выливания воды на разогретые каменные косяки прохода в парилку, перекладину печного отверстия или на крышу печи. Большой размер утопленного прохода указывает на то, что мытье наряду с потением являлось частью банной процедуры. Внешние комнаты с каменными скамьями, возможно, служили в качестве раздевалки и места для отдыха после бани.

Видимо, в доколумбову эпоху была сильно развита ритуальная часть принятия паровой бани. Помещения для нее строили из камней, как дворцы и храмы, в то время как обычные постройки повседневного пользования были из дерева и глины. В древности купальщик парился и мылся на циновке, растянутой на полу парилки, причем существовал обычай, в соответствии с которым его должно было парить лицо противоположного пола. Слуга, сопровождавший купальщика, гнал пар книзу связкой травы и легко похлестывал хозяина листьями кукурузы. После этого купальщик должен был отдохнуть некоторое время, чтобы преодолеть расслабляющее действие потения.

Темескали посвящались особой богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному действию паровых бань. Над входным отверстием парилки некоторых темескалей помещалось изображение богини земли и родов Тетео Иннам, так как женщины использовали эти помещения при родах для облегчения болей. Возможно, темескаль развился как альтернатива лечению, которое древние индейцы практиковали в термальных источниках Но даже без химических элементов, растворенных в воде термальных источников, темескаль весьма полезен для здоровья: при потении очищаются поры кожи, снижается вес тела, расслабляются мышцы, уменьшаются боли.

Сегодня паровые бани в индейских деревнях Мексики сохранились практически в неизменном виде. Они используются не только для мытья, но и в качестве терапевтического средства, однако основной целью остается все же гигиеническая процедура. Например, в Мильпа Альта жители селения обычно ходят в баню по воскресеньям. В то же время в индейских деревнях горной Гватемалы паровые бани являются основным средством лечения болезней. Как медицинское средство темескали применяются на этапе выздоровления от некоторых болезней (например, тифоидной лихорадки или оспы), для лечения ревматизма или различных кожных заболеваний, они посещаются женщинами до и после родов.
Испанский врач Саагун вскоре после конкисты перечислил большое количество заболеваний, для лечения которых благоприятно принятие паровой бани, Терапевтическое использование темескалей часто сопровождалось ритуальными обрядами, придававшими всей процедуре мистический и таинственный настрой, Однако обряды постепенно отмирали, лечение приобретало светский характер. Один из этнографов достаточно подробно описал принятие современной паровой бани в селении Сан-Хуан-Теотихуакан: «Когда готовят баню, собирают дрова в достаточном количестве для разогрева экрана из тесонтле (камни между печью и парилкой для образования пара) и внутренних стен темескаля. Когда дым, проходящий через парилку темескаля, выйдет сквозь входное и два-три вентиляционных отверстия в стенах и в своде, человек входит внутрь, неся с собой емкость с водой, разогретой на горячих углях печи, и большие зеленые ветки. Вход закрывают циновкой, а круглые вентиляционные отверстия затыкают травой. Купальщик в наклоненном положении трясет зеленые ветки внутри темескаля. Эти ветки, охеадорес, сначала вымачивают: при их прикосновении к разогретым стенам бани образуется пар и капли горячей воды. Если температура снижается, время от времени льют небольшое количество воды на экран из тесонтле, где жар сохранился, так что вода сразу превращается в пар. До образования пара, но после того, как огонь был потушен, отверстие печи наружу закрывают большим камнем, который замазывают глиной, предупреждая выход пара. Частью процедуры является мытье с горячей водой и мылом со связками волокна магея или кусками сушеной травы вместо мочалки и банного веника».

Коренное индейское население Мексики весьма разнообразно по своей этнической структуре: здесь живут потомки различных племен майя, ацтеков, древних индейцев сапотеков и представители многих других племен. У каждого из них имеются свои особенности строения темескаля, однако основные черты - внешняя комната, парилка, внутренний очаг - остаются неизменными. Сегодня баня-темескаль имеется в каждой деревне. Не все жители строят свою собственную баню. Как правило, один темескаль используется несколькими соседями. Он обычно строится недалеко от жилищ и очень часто вплотную к ним примыкает. Кое-где темескали специально функционируют для развлечения приезжих туристов, желающих познакомиться с условиями жизни коренного населения и испытать на себе действие их экзотических бань.

Источники информации:

  1. 1. The Turkish Bath its Design and Construction by Robert Owen Allsop, architect. London, 1890.
  2. 2. Бани и Сауны, Новый Диск, Falcson-Technology.
  3. 3. Turk Hamam. Orhan Yilmazkaya.
  4. 4. Инженерное обеспечение бань, саун. Издательство Оникс.
  5. 5. La Therme di Romani  designati da Andrea Palladio, Vicenza 1810.

Комментарии

Популярные сообщения